Столичные власти в лице Сергея Собянина обещают проложить в московских парках и скверах велосипедные дорожки, без которых движение на дорогах становится опасно как для велосипедистов, так и для окружающих. Правда, как показывает история, подобные заявления за последние годы уже имели место, но ни к каким реальным результатам не привели.

Обещания велосипедистам

Однако в среду мэр Москвы Сергей Собянин на встрече с представителями организаций, работающих с молодыми инвалидами, сообщил, что в 2011-м году в городе обязательно появятся велосипедные дорожки в парках и скверах, «чтобы было, где покататься и отдохнуть. «У нас с этим в городе большие проблемы. Велосипедные дорожки — тяжеловато для Москвы в силу климатических условий зажатости пространства»,— сказал градоначальник.

Кроме того, в мае в тех же парках может появиться собственно прокат велосипедов — это обещание поступило уже, в свою очередь, со стороны руководителя департамента природопользования и охраны окружающей среды Антон Кульбачевский 10 апреля. «С точки зрения концепции и проектов, работа уже завершена. Сейчас мы улаживаем юридические детали и уже в мае на территории московских парков появятся прокатные велосипедные станции»,— заявил Кульбачевский. Он отметил, что столичные власти намерены организовать прокладку велосипедных дорожек по территории городских парков. «Это большая программа, рассчитанная не на один год»,— добавил руководитель департамента. По его словам, первые станции проката появятся в Измайловском и Лосиноостровском парках.

Кому нужен велосипед?

На сегодня актуальность велоспорта все возрастает — велосипед вот уже несколько лет является модным средством передвижения: для тех, у кого не хватает средств на мопед Vespa и тех, кто ценит здоровый образ жизни. Удобный и экологический летний транспорт легко влился в молодежную субкультуру, за счет чего потребность в велодорожках, а так же специальных выходах и входах для велосипедистов возрастает с каждым годом. Так же, как и возрастает опасность и для самих велосипедистов, и для случайных прохожих, и для потока автомобильного движения: поскольку выделенных трасс за исключением нескольких локейшнов (как, например, Воробьевы горы) в столице нет, велосипедисты в зависимости от собственного удобства ездят то по правилам пешеходов, то вместе с машинами по трассам.

Тогда еще руководитель департамента транспорта и связи Василий Кичеджи еще в октябре 2009 года сделал официальное заявления на пресс-конференции в центральном офисе «Интерфакса» о том, что в течение 2010 года у станций метрополитена во всяком случае появятся велосипедные стоянки. «Это моя инициатива, и в течение следующего года велосипедные стоянки мы сделаем»,— сказал Кичеджи. Уже в тот момент он отметил, что в последнее время резко увеличилось количество велосипедистов в Москве. «Многие молодые люди пользуются велосипедами, однако сейчас, когда нет стоянок, они вынуждены к столбам привязывать свои велосипеды цепями. Это неправильно. Необходимо сделать цивилизованные стоянки»,— заявил руководитель транспортного департамента. Но уже в конце ноября 2010 года Кичеджи сменил на посту Николай Годунов — и никаких стоянок для велосипедистов.

Зачем нужен велосипед?

Стоит отметить, что необходимость создания условий для велосипедистов понимают не все. Москва. Так, 15 марта 2010 года президент России Дмитрий Медведев в беседе с российскими спортсменами-велосипедистами был вынужден признать, что полицейским — тогда еще милиционерам- не достает культуры, чтобы понять, насколько важно велосипедистам тренироваться. В этот день серебряный призер по конькобежному спорту Иван Скобрев рассказал, что необходимую велосипедную подготовку в российских условиях можно вести только «на самом благоустроенном» Рублевском шоссе. «Но когда я выезжаю на Рублевское шоссе, меня на посту останавливает милиционер и говорит: ты чего здесь ездишь-то? А где мне ездить, если не здесь, на другой дороге могут сбить»,— заметил спортсмен. Он добавил, что на автотрассах в других странах чувствует себя вполне безопасно и комфортно. «Насчет милиции или кого-то другого — это недостаток культуры»,— заметил в ответ Медведев. И заявил, что намерен дать поручение министру внутренних дел Рашиду Нургалиеву добиться более внимательного и вежливого отношения сотрудников ГАИ к спортсменам-велосипедистам на автомобильных трассах, подчеркнув, что «у наших основных конкурентов спорт интегрирован в повседневную жизнь». «У них не вызывает удивления, когда кто-то едет на велосипеде рядом с машиной, а наоборот, машины в сторону принимают»,— подчеркнул Медведев.

Противникам велосипедистов на проезжей части можно понять — на автодорогах незаметны даже водители более крупных средств передвижения — мотоциклов и мопедов — так что передвижение велосипедистов по трассе потенциально опасно для самих велосипедистов. Но и пешеходы часто полагают, что велосипедистам на тротуарах делать нечего: дескать, им следует отправляться кататься в специально отведенные для этого места. Но для того чтобы добраться до райдерских клубов вроде «Адреналина» или облюбованных велосипедистами и прочими «катателями» площадей и улиц Поклонной горы, туда надо на чем-то добраться. Но и здесь возникает проблема для тех, у кого нет автомобилей: в метро велосипедистов даже вне часа пик или не пускают или просят снимать колесо. Уже не говоря о том, что тяжелые двери метрополитена совершенно неудобно открывать, а пандусы предусмотрены не у всех зданий с крутыми лестничными подъемами.

Велосипед как основной вид транспорта

Как показал опрос, проведённый Исследовательским центром рекрутингового портала Superjob.ru среди 700 hr-менеджеров из всех регионов страны, 19% российских специалистов по кадрам предпочитают проводить свое свободное время, занимаясь спортом — и велосипедный спорт указан в числе прочих. Кроме того, согласно данным майского опроса 2010 года (сделанному исследовательским центром рекрутингового портала SuperJob.ru), почти каждый второй москвич (43%) готов использовать велосипед не только для катания в выходные, но и как основное средство передвижения. Опрос так же показал, что у мужчин инициатива столичных властей вызвала больше энтузиазма, чем у женщин (45% против 40%). Чаще остальных использовать велосипед как средство передвижения, а не только кататься для удовольствия, готовы опрошенные от 45 до 55 лет (49%).

По словам 4% москвичей, они уже пользуются велосипедами для поездок на работу, к друзьям или в магазин. Чаще это делают молодые люди до 35 лет (5%), мужчин среди них больше, чем женщин (6% против 2%). Но, как отмечают велосипедисты, такое путешествие в условиях большого города не всегда бывает приятным: «Езжу к родителям вечером в будни и иногда в гости к друзьям. А на работу — нереально: холодно и далеко»; «По мере возможности езжу, но это не очень удобно — сумку некуда ставить».

Не вдохновились идеей городских властей 25% москвичей. По их мнению, использование велосипеда в качестве средства передвижения — неудачная затея, особенно если речь идёт о таком шумном и загазованном мегаполисе, как Москва. К тому же пробки на основных магистралях будут вынуждать автомобилистов занимать велосипедные дорожки. Двадцати три процента респондентов признались, что у них нет велосипеда, а ещё 5% не умеют на нём ездить: «Нет желания»; «Не умею, а учиться уже поздно».

Как на самом деле

На самом деле, несмотря на готовность активной части населения Москвы пересесть на велосипеды, в критические моменты это рвение сходит на нет. Так, столичные автомобилисты проигнорировали призывы экологов и городских властей поддержать Международную акцию «День без автомобиля» 22 сентября 2010 года. Утром этого дня на московских дорогах были зафиксированы такие же «пробки», как и в остальные дни. Заторы образовались на магистралях, ведущих из Подмосковья в центр города. Между тем, накануне в Москве представители студенчества раздавали автомобилистам листовки с призывами поддержать «Международный день без автомобиля», который отмечали в 2 тыс. городах по всему миру. Автомобилистов просили присоединиться к акции, «отменить свои дела, перенести встречи и побыть с семьей». Водителям предлагалось воспользоваться общественным транспортом или велосипедом вместо личного автомобиля.

Источник: Интерфакс