Тур де Франс — самая главная многодневная велогонка. Потрясающее спортивное зрелище, весь мир смотрит как 180 сильных мужчин едут на бешеной скорости на легких шоссейных велосипедах по живописной Франции. Многодневка началась 2 июля и самое интересное только впереди. Мы расскажем новичкам о простых вещах, которые стоит знать о Тур де Франс.

Какая дистация преодолевается за время проведения Тура?

За 3 недели гонщики проезжают 21 этап общей длиною 3600 километров. А в 1926 году гонка проходила в 17 этапов, и это были 5745 километров.

Насколько быстро едут гонщики?

Средняя скорость движения на протяжении всех 3600+ километров составляет около 40 км/час. Во времена первых гонок средняя скорость гонщиков была около 24 км/час.

Желтая майка

Выдается лидеру генеральной классификации — гонщику, который показывал быстрейшее время на всех этапах. Желтый цвет был выбран по аналогии с желтым цветом бумаги газеты L'Equipe, которая смонтировала Тур де Франс с 1919 года. Желтая джерси — это сивмол Тур де Франс, цвет победителя.

Лэнс Армстронг выигрывает свой 7й Тур

Кто такой Горный король?

Горным королем (или Царем горы) называют гонщика, который зарабатывает наибольшее количество очков на горных этапах. Этому гонщику вручают белую джерси в красный горох. Такое название этой "номинации" Тура появилось впервые в 1933 году, а джерси была придумана в 1975 году.

Ришар Веранк становился горным королем семь раз

Зеленая майка

А эта джерси уже выдается самому быстрому спринтеру. Гонщик зарабатывает очки на равнинных спринтерских этапах. Чтобы выиграть зеленую джерси совершенно не важно быть быстрым на всех этапах, эта "номинация" учитывает только очки на спринтерских этапах.

Аллесандро Питакки после победы на 20-м этапе Тур де Франс в 2010 году

Белая майка

Белый цвет выделяет молодых гонщиков, моложе 26-ти лет, которые имеют высшее место в генеральной классификации. Так, с белой майки началась и блистательная карьера Яна Ульриха в 1996 году, и Альберто Контадора в 2007 году.

Энди Шлек выиграл белую джерси уже 3 раза в 2008, 2009 и 2010 годах

Что такое пелотон и почему гонщики его образуют?

Пелотон (или Пелетон) — основная группа гонщиков. Джижение такой плотной группой позволяет экономить от 25 до 40 процентов энергии за счет создаваемой защиты от ветра. В пелотоне существует определенная логика и тактика движения, порой стратегия поведения в пелотне даже сравнима с игрой в шахматы — настолько предусмотрительными должны быть гощики.

Как правило, ближе к финишу, потенциальные гонщики атакуют и пытаются оторваться от основной группы.

О групповых тактиках

Ветер, сопротивление воздуха — это те факторы, которые в наибольшей степени влияют на движение гонщиков. Именно поэтому, гонщики стараются сохранять аэродинамичную посадки, велосипеды также создаются с хорошей аэродинамикой. Всё это позволяет экономить сили и бороться с ветровым сопротивлением эффективно. Во время трансляций гонки, вы можете услышать интересные слоновые термины:

  • Поезд (или вагон) — небольшая группа гонщиков, где другие члены команды закрывают от ветра лидера и "везут" его к финишу, тем самым экономя его силы. Это даст шанс выиграть спринт на финише.
  • Струна — вытянувшаяся в ряд группа гощиков. Здесь также очень важна аэродинамика, остальные гонщики в группе "сидят на колесе" у лидера, Это забирает около 30% энергии у лидера, столько же экономит преследователь. Если гонщик выдохся или просто не хочет, чтобы у него сидели на колесе, он выбывает из струны. Такого гонщика называют "стрелочником".
  • Эшелон — пелотон, вытянутый почти в струну, но под углом. Это позволяет защищаться от бокового ветра. 

Грегори

Конечно же, такой термин может быть немного оскорбительным, но именно так сленгово называют особенных членов команды. Гонщики, у которых нет большого шанса победить этап, выполняют вспомогательные функции в команде. Они везут на колесе лидеров гонщиков, они берут фляги с водой на пункте питания и раздают их гонщикам своей команды. Их труд не менее важен для команды, без таких людей в команде невозможно победить. Лэнс Армстронг, побеждая в очередной раз, всегда благодарил свою команду и связывал своих успех с их усилиями.

Для таких гонщиков быть грегори совсем не оскарбление. Наоборот, участие в Туре даже в таком качестве это потрясающая возможность испытать силы и продвинуться в карьере.

Еще немного общих терминов, которые могут быть полезны для понимания происходящего во время Тура:

  • Бонификация — премиальное время, присуждаемое за победу на промежуточном и окончательном финише и вычитаемое из общего результата.
  • Бросок — маневр, тактический прием ведения гонки, связанный с резким ускорением в целях изменения позиции в группе или скорейшего достижения финиша (финишный бросок).
  • Ликвидатор — гонщик, избравший тактикой ведения гонки ликвидацию отрывов, предпринимаемых соперниками.
  • Пролог — традиционная гонка с раздельного старта на короткую дистанцию (около 4-10 км), который открывается многодневная гонка; пролог обычно проводится с целью индивидуального представления гонщиков зрителям и определения лидера для первого этапа.
  • Спринт — гонка на короткую дистанцию (два-три круга, 1 км) без учета времени, в которой главную роль играет место гонщика на финише.
  • Спурт — резкое ускорение, предпринимаемое в целях решения тактических задач гонки или финиша (финишный рывок).
  • Танцовщица — прием езды на велосипеде стоя на педалях.
  • Темповик — гонщик, предпочитающий тактику ведения гонки на высоких скоростях в целях выматывания соперников.

Позже мы расскажем вам о других замечательных и интересных особенностях главной многодневки года.