Тулио Кампаньоло был известен не столько благодаря своим достижениям в спорте, сколько инновациям, которые он принес в спортивный мир. Основав известную по сей день торговую марку Campagnolo, он запатентовал множество велосипедных компонентов собственной разработки. Самым большим его достижением считается эксцентриковый зажим, которым до сих пор пользуется вся планета.

Технические сложности 20-х годов

Профессиональная карьера Тулио Кампаньоло стартовала в 1922 году. Спортсмен подавал большие надежды, ему прочили звездное будущее. 

Чтобы описать проблемы, которые стояли перед велосипедистами тех времен, не хватит даже пары абзацев. Спортсмену 20-х годов, чтобы переключить передачу, нужно полностью снимать колесо – и делать это быстро, при помощи одних лишь рук (тогда на колесах стояли специальные гайки-«барашки»). 

Именно тогда, в 1927 году, молодой Тулио, ехавший в группе лидеров, не смог справиться с поставленной задачей. На альпийском перевале у спортсмена попросту замерзли руки – пальцы свело до такой степени, что он не смог ничего сделать. Результат – проигранная гонка.

Изобретатель

Именно после провала в голову Кампаньоло и пришла идея о том, что необходимо срочно что-то менять, как с креплением колеса, так и с переключением скоростей. Нужно было придумать что-то такое, что бы могло помочь велосипедисту переключаться за считанные секунды.

Через три года был изобретен и запатентован эксцентриковый зажим. Тогда же, в 1930-м, Кампаньоло понял, что его призвание – создавать инновации, и оставил большой спорт.

В 1933 году была зарегистрирована торговая марка Campagnolo. Производство было налажено в Италии, городе Виченца. Надежность и популярность бренда стояли на трех китах: индивидуальность, инновации и послепродажный сервис.

Через семь лет у Campagnolo появился сильный конкурент – была создана система переключения передач «Cambio Corsa», работающая принципиально по-новому, и которой эксцентриковый зажим был не нужен. В основе системы стояли быстрое ослабление колеса с последующим переключением скоростей. На заднем пере стояли два рычага прута – один из них ослаблял колесо, второй в это же время передвигал цепь на нужную скорость. Гонщики стали повсеместно пользоваться системой – это была крайне удобная инновация для тех времен. Даже Фаусто Коппи и Джино Бартали стали поклонниками «Cambio Corsa».

В свою очередь, перед Кампаньоло встала серьезная задача – создать такую систему переключения скоростей, которая стала бы настоящей революцией. В 1940 году Тулио нанимает первого сотрудника своей компании – Энрико Пикколо. 

После перерыва на войну Campagnolo стала чрезвычайно успешной компанией. Уже 1947-м был налажен экспорт различных компонентов, а в 1950-м штат насчитывал уже 123 человека. За семнадцать лет небольшая частная мастерская выросла до размеров среднего индустриального предприятия.

В 1951 году Кампаньоло нашел, чем удивить мир велоспорта: был создан идеальный переключатель скоростей «Gran Sport», который стал классикой и который мы используем по сей день: задние и передние звезды смонтированы в кассету, а движение переключателя управляется при помощи тросиков.

На этом Тулио Кампаньоло не собирался останавливаться, патентуя все больше революционных компонентов. Через некоторое время на конвейер поступили рулевые колонки, шатуны и тормоза.

Каждый новый компонент был результатом долгих разработок и исследований, за что марка Campagnolo получила репутацию эталона надежности и качества. К 1955 году была представлена полная группа компонентов.

Современная Campagnolo

Журнал «Wall Street» признал Campagnolo одной из ведущих марок в мире велоспорта. Это мнение сформировалось, в первую очередь, из-за того, что спортсмены, использующие компоненты этой марки, чаще всего побеждают в гонках. К тому же, она славится безупречным сервисным обслуживанием.

Campagnolo уже давно является лидером на рынке алюминиевых компонентов, также повсеместно используются титан и углеродное волокно высшего качества.

В 1998 году компания вышла на рынок композитных материалов – появилась новая линейка Composites Department, которой на данный момент задействованы около 35% сотрудников предприятия. 

С 2005 года компания производит передний переключатель, каретку, рулевую колонку, рычаги переключения, флягодержатели, шатуны, высоко- и низкопрофильные колеса из карбона.

Однако на качестве учредители компании решили не останавливаться – много внимания уделяется и дизайну. За группу компонентов Veloce Итальянская ассоциация дизайна наградила Campagnolo престижной премией Compasso d`Oro. Особого внимания удостоились тормоза Ergopower, комбинированные ручки переключения скоростей и колеса высокого профиля Shamal.

Современная группа компонентов Veloce

Оборот компании ежегодно достигает отметки до 100 млн. евро, большую часть которого составляет экспорт в ведущие европейские страны. Компоненты этой марки особенно любят спортсмены из Германии, Бельгии, Франции, Испании и США.