Тот факт, что кожаные седла несомненно делаются из кожи животных — не есть хорошо. Это задевает чувства не только вегетарианцев, но и людей, не склонных  получать комфорт ценой жизни других живых существ. Принято считать, что кожа — это отход производства мясной и молочной промышленности, что в некой малой степени оправдывает использование данного материала.  Мы предлагаем вашему вниманию перевод оригинальной статьи Шелдона Брауна “Leather Saddles”, которая дает объективную информацию о плюсах и минусах использования кожи для изготовления велосипедных седел.

Велосипедные седла, выполненные по «революционным» технологиям выходят на рынок каждый день, эти технологии могут многое предложить большинству велосипедистов. Тем не менее, множество велосипедистов пользуются технологией, которая значительно не менялась с 1880 года, а именно седлом обтянутым кожей.

Из ранней истории примерно до начала 70-х, практически все хорошие велосипеды поставлялись с кожаными сиденьями.

В начале 70-х, пластиковые седла начали составлять большую часть производимых велосипедов, и сегодня только некоторые велосипеды из дорогого сегмента комплектуются кожаными сиденьями. Означает ли это, что кожаные сиденья устарели? НЕТ! Кожаные сиденья не более устарели, чем кожаные бейсбольные перчатки.

Пластиковые седла имеют четыре преимущества по сравнению с кожаными седлами:

  • Они легче.
  • Они водоупорны.
  • Они не требуют притирки.
  • Они дешевле.

Кожаные седла имеют только одно преимущество, но оно значительно — они намного более комфортные.

Они не для всех. Кожаные сиденья значительно тяжелее синтетических, и они требуют времени для притирки. Новые сёдла из кожи очень жестки и тверды, и они требуют от хозяина велосипеда несколько сотен миль для того чтобы притереться. В дополнение ко всему, они требуют ухода, и могут сломаться или испортиться в случае неправильного крепежа.

Большинство велосипедистов стали заниматься велоспортом после того, как кожаные седла пропали из стандартной комплектации новых велосипедов, поэтому они лишены опыта езды на кожаных седлах. У многих других, возможно кожаным седлом, был оборудован первый велосипед, но они никогда не были проинструктированы о правильном уходе и притирке кожаного седла. В результате этого, многие опытные велосипедисты, к сожалению, ничего не знают о кожаных седлах. Они слышали о том, что хорошо притертое кожаное седло более комфортабельно, чем пластиковое, но они преувеличивают относительно трудностей и боли сопутствующей процессу притирки.

Кожаное седло, как хорошая пара обуви или бейсбольная перчатка, становится мягче по мере использования, и принимает конкретные формы под конкретного человека. Какая бы часть ваших ягодиц не нажимала на соответствующую часть седла, смягчая и растягивая седло, для того чтобы выровнять неравное  давление на разные части, до тех пор пока седло идеально не подстроится под конкретного человека.

В большинстве пластиковых седел используют ячеистую пену для обеспечения некоторой мягкости, не имеет значения сделано седло из пены или пластика, седло может быть сделано только под «средние» ягодицы, но не будет подходить всем. Закрытая ячеистая пена является отличным изолятором для тепла, поэтому седла сделанные из нее — это большая проблема в жаркую погоду, из-за того что они не рассеивают тепло и влагу. 

Кожаные сёдла, напротив, очень хороши в жаркую погоду, потому что в них нет изолирующей пены, и они могут «дышать». Это делает седла прохладнее, и позволяет испарине выходить через седло, поэтому они реже вызывают раздражение и язвы, обычно вызванные седлом. В дополнение ко всему, когда вы сидите на седле из пены, под вашими седалищными костями, она сжимается, поэтому рядом с костями распространяет давление на мягкие ткани, которые не созданы для того чтобы выдерживать давление.

Хорошая кожа против Плохой Кожи

Ранее, когда кожа была единственным материалом, хорошие велосипеды комплектовались седлами с хорошей кожей, а дешевые велосипеды шли с дешевыми кожаными сиденьями. В этом и состояла разница. Для одних велосипедов хорошие седла  делались из толстой кожи высокого качества, в дополнение ко всему, остро стоял вопрос фактурности. Кожа, как и дерево, обладает натуральной бугристой текстурой.  У производителей всегда есть выбор, при изготовлении вершины седла.  

Дешевые седла, которыми комплектовались велосипеды за 90$ в начале 70-х, более не производятся, но о них еще хорошо помнят. Некоторые из них правильно притерты и могут предоставить вам комфортабельную езду, но многие из них просто потеряли форму и совершенно непригодны.

Ранее существовало огромное количество производителей и брендов, выпускающих кожаные седла, но только два имени значительно отличались высоким качеством производимых седел : «Brooks of England» и «Ideale of France». Существовал также Голландский производитель выпускавший седла под названием «Lepper».

Кожаное седло Brooks England B17 стоит порядка $100.

Знаменитое седло San Marco Regal, $85.

Кому необходимо кожаное седло?

Кожаные седла не могут подходить всем, но как мне кажется, это лучший выбор для большинства серьезных велосипедистов. Гонщики, особенно те, кто участвуют в коротких заездах, являются поклонниками пластика из-за его веса. Те, кто много ездят в дождь без защиты от влаги, должны выбрать пластик, потому что высокая влажность плохо влияет на кожу. Те, кто не желают периодически ухаживать за кожей, должны выбрать все тот же пластик, потому что кожа не терпит пренебрежительного отношения к себе. С другой стороны, кожаные седла это основной и лучший выбор велосипедиста, они подходят для междугородных переездов, и это основной выбор тех, кто планирует путешествия на длинные дистанции. Случайный выезд на выходных также хорошая стезя для кожи, так как неопытный гонщик обладает менее тренированной седалищной мышцей и сидит в седле глубже и плотнее чем опытный велосипедист.

Кожаные седла нелегко продать. Многие думают, что эти седла созданы для мазохистов, это мнение базируется на преувеличенном мифе о том, что они когда-то слышали, как тяжело притирается кожаное седло, как тяжело и некомфортно ездить на нем первые несколько тысяч миль. Если вы потратите свое время на то чтобы объяснить, как притирать кожаное седло, вы получите бесконечно благодарных вам клиентов. По пальцам можно пересчитать магазины, которые берут на себя ответственность продавать кожаные седла. Люди понимают, что такие магазины идут против общепринятых правил, когда вы или кто-то другой преуспели в продажах, дали хорошие рекомендации по притирке, в то время как другие выбрали легкий путь «толкая» востребованный пластиковый продукт.

Притирка кожаного седла

Если кожаное седло не смазано, и особенно если оно в процессе эксплуатации намокало несколько раз, или было пропитано водой, седло, скорее всего, треснет и попросту развалится. Низкокачественные кожаные седла, которыми комплектовались недорогие десятискоростные велосипеды 60-х и 70-х, также, скорее всего, деформируются при эксплуатации в этих условиях. Самый быстрый и легкий способ притереть новое седло это использовать жидкость для смягчения кожи, например крем для обуви, Лексол, запечатанное мало или масло для бейсбольных перчаток. Эти товары доступны в обувных магазинах и магазинах спорттоваров. Существует скорее всего множество жидких масел которые будут работать также хорошо как RAAM, пионер этого Лон Хэлдэман использует моторное масло маркировки SAE 30, но его седла становятся комфортабельными только после  300.000 миль, или около того (согласно Журналу велогонщиков). Также подойдут  паста или вакса для ухода за кожей, (Brooks Proofide, Sno-Seal )но необходимо значительно больше времени для того, чтобы седло притерлось этим способом.

Вы можете  втирать масло в седло рукой или просто налить его на седло. Самый легкий способ для смачивания седла, это перевернуть седло на лист алюминиевой фольги, потом обернуть этим листом седло для того, чтобы он плотно прилегал. Налейте примерно 100 грамм минерального масла или того масла, которое вы предпочитаете, и оставьте седло вымачиваться не менее, чем на полчаса, но не более часа. Вылейте оставшееся на фольге масло обратно в баночку, и удалите излишки тканью или бумажной салфеткой. Установите сиденье на велосипед, наденьте свои черные шорты и вперед! Даже самые неподдающиеся толстые седла (толстокожий Brooks Professional) будет существенно лучше притерт уже через 200 миль или около того.

Техника смачивания седел лучше всего подходит для толстых, тяжело притирающихся седел, таких как Brooks Professional. Для большинства кожаных седел, техника смачивания и втирания весьма проста. Седла нуждаются в погружении только один раз. После этого, седло требует втирания масла каждые несколько недель. Когда седло станет мягким и комфортным, необходимо только изредка смачивать его маслом, дабы предотвратить от высыхания.

Большинство кожаных сидений окрашены в черный цвет. Смачивая маслом седло, вы частично растворите краску, которая перейдет пятнами на вашу одежду. Вот почему шорты у велосипедистов именно черные. Надевая  одежду светлых тонов, Вы сильно рискуете! Если вы хотите одеть модные сегодня розовые шорты, постелите что-то на седло. Светло окрашенные кожаные седла, такие как модели Brooks "Honey", потемнеют от любого вмешательства, что бы вы не предприняли.

Заметка: Изменения и притирка кожаных сидений это неточная наука, поэтому есть те люди,  которые утверждают, что некоторые из продуктов перечисленных мной, вредны для кожи. «Я могу утверждать, к примеру, что такой продукт, как масло норки, позволит добиться нужных форм. Это правило больше подходит ко всем органическим продуктам, нежели синтетическим», — John S. Allen

Если вашим главным ориентиром является абсолютная безопасность и уверенность в действиях, то использование Brooks Proofide в строгом соответствии с инструкциями, это, пожалуй, лучший выбор. Но вы можете заметить, что период притирки с этим средством и подходом очень долгий.

Худшее, что вы можете сделать, это игнорировать седло и позволить ему высохнуть и треснуть.

Седло Brooks England Swallow Classic с титановыми рельсами стоит около $350.

Регулировка натяжения

Большинство кожаных седел имеют гайку регулировки натяжения под носом седла.

К счастью, этой гайке требуется специальный ключ, поэтому большинство людей ее не трогают. Почти во всех случаях, когда я вижу, что кто-то пытался регулировать натяжение с помощью этой гайки, седло разрушалось. Мой совет не трогать эту регулировку и оставить ее в покое.

Если кожаное седло стало со временем значительно мягче или шире, после многих тысяч миль, то будет полезным пробить несколько отверстий в основании седла и пропустить через них шнурок, под рамой седла.

Это позволит велосипедисту регулировать по своему вкусу ширину и упругость седла. Некоторые старые модели идут с рядом отверстий по нижнему краю сбоку, созданными исключительно для этой цели.

Я понимаю, что это звучит как сложный проблематичный путь, но большинство велосипедистов, которые принимают на себя все его трудности, находят, что в конечном итоге все сделано не зря.